+38 093 332-28-48 bagetramka@i.ua

21 великий художник, глазами живущих в 21м веке - Джаспер Джонс - Багетная мастерская "Стиль"

13/09/2012 - 00:34
21 великий художник, глазами живущих в 21м веке - Джаспер Джонс - Багетная мастерская "Стиль"

 

Джаспер Джонс - Художник стоящий за рамками изобразительного искусства

 

"Вы знаете, что такое Поп-Арт? А истинное Американское искусство? А культура "вещи в себе"? Не переживайте! Если не знаете, что Вы это знаете, то мы живо поможем вам в этом разобраться. И давайте перейдём на ты. Ты же хочешь быть человеком стиля, эдаким своим парнем для дядюшки Сэма? Мы поможем тебе! И ничему, слышишь, ничему не удивляйся... С этими парнями надо держать ухо востро! Держи ухо! Слыхал, был какой то из таких же как ты, из этих... художников. Отрезал себе ухо. По самое "немогу" отрезал! Слыхал?! Так вот - "Эти" ещё страшнее!..."

 

Приблизительно такими словами встречали Американские миллионеры от коллекционирования и искусства (На деле железнодорожные, торговые, гостиничные магнаты и люди выполнявшие военные заказы в области тяжёлой промышленности) в эпоху взлёта шоу бизнеса и популярности изобразительного искусства, в конце 50х начале 60х годов, своих гостей на нередких вечеринках ставших модными на волне "Бунта старушки Америки" - так они, между собой, называли движение хиппи, с одной стороны подрывавшего сами устои Американского общества, а с другой возбуждавшее своей неприкрытой тягой к свободе, изначально позиционируемой как явно Американское понятие. Хиппи научили Американцев двум вещам: уважению к Американскому образу жизни -  деньгам как мерилу успеха (Что было обратной стороной медали - сами хиппи на деньги обращали крайне мало внимания, но вся остальная Америка в очередной раз сочла их щитом ограждающим их детей от пагубного течения и всех новых увлечений молодёжи, а также гарантом собственной принадлежности к классу "Истинно свободных") и, как ни странно, внезапному осознанию себя как нации творцов, что мотивировалось в общественном сознании приблизительно так "Даже эти грязные и обдолбанные оборванцы создают такие прекрасные вещи!" Из симбиоза этих понятий появились 60е как таковые - время когда безумные деньги вливались в проамериканские шоу, время когда шоу вообще превратилось из "программы где что-то показывают" в "программу где показывают, нечто грандиозное". Шестидесятые это время китча, провокации в чистом виде. Это явление проявлялось во всём - в музыке, кино, тв и, конечно же, в высшем обществе Америки, где культура личности и строгие правила поведения не давали общей тенденции проявится нигде кроме искусства, этой отдушины свободы, неизменно процветающей среди приёмов в наглухо застёгнутых смокингах.

 

Американские художники и литераторы, к тому времени все более дистанциировавшиеся от той среды абсолютной свободы, где они были рождены (Такой модной но гарантировавшей бедность и, потому становившейся чуть ли не табу субкультуры Хиппи) ассимилировались в нечто новое, просто исторически необходимое для выживания - свободу выбирать несвободу. Внешне это выглядело довольно неоднозначно, с одной стороны, проявлялось в широкой социальной активности, общению с золотой молодёжью, богатыми бизнесменами, позиционирования богемы как своего рода элитарного общества от культуры и искусства, а с другой стороны выражалось в многочисленных острых выставках, народности сюжетов, инсталляциях подымающих такие проблемы американской культуры, о которых раньше и говорить-то было равносильно самому себе выписанному приговору. Не обошлось и без курьёзов, так, к примеру, появились дизайнеры хиппи вещей (То ещё зрелище, если учитывать, что настоящие хиппи одевали на себя, то что было ближе и, нередко, одевали во время наркотического прихода), художники бунтари - создававшие инсталляции на почве антивоенных маршей против войны во Вьетнаме, разрисовывая муляжи автоматов цветами, а деньги заработанные на продаже этих сувениров, из страха перед правительством, жертвовавшие в военные фонды на развитие армии, по сути экономические системы для поддержки войны. Но самое главное, что посреди этого буйства свободы и одновременного заигрывания с властью появлялся шанс создать себе имя, словить настоящую птицу Американского счастья - птицу долларовой свободы - стать обеспеченным человеком. Возможность эту предоставляли богатейшие люди страны вкладывавшие деньги в развивавшийся, со скоростью падающей лавины, Шоу бизнес, а также тайное покровительство именно такой, сумашедшей и погрязшей в корысти богеме, спонсирование поступавшее от людей составлявших тот круг Американского общества, представители которого, из за своего высокого происхождения и политических связей, и помыслить не могли о подобном поведении, но с удовольствием создавали возможности за ним понаблюдать, а то и заставить участников играть по своим правилам - платили то они. Так появился вирус бунта на продажу, бунта оформленного в обёртку искусства, бунта за огромные деньги, якобы разыгранного ради смеха над  деньгами. Так родился ПОП или Массовое искусство, так был рождён и его хитрый братец ПОП-АРТ - Элитарное Массовое искусство за безумные деньги. И как у любого малыша, у этого направления были родители. Одного из них звали Джаспер Джонс.

 

Джаспер Джонс вырос в небольшом тихом городке городке Южной Каролины и сам о своём детстве отзывался так: "В том месте, где я рос, не было ни художников, ни искусства. Я действительно не знал, что это такое, за что благодарен Господу, вряд ли там меня бы научили чему то стоящему». Тяга к стоящему не давала Джасперу сидеть на одном месте, он выдержал всего 3 месяца учёбы живописи в университете родного штата и вскоре покинул его, уехав в Нью Йорк. Нью Йорк того времени научил Джонса ценить связи и прогрессивность, особенностью его подхода к искусству  стало новаторство. Познакомившись с Робертом Раушенбергом он работает как мастер широкого жанра, своего стиля у него нет, да он и не нужен ему. Его понятие искусства это свобода, любое проявление любых талантов, он называет себя человеком Арт-сцены. Не больше, ни меньше. Только передовые идеи. Только акт непосредственного творения и чем более сильна реакция на произведение - тем лучше! На становление Джаспера Джонса сильно влияет Дюшан и сам Раушенберг, в студии которого Джонс работает. Джаспер Джонс несомненно пример художника нового времени, хотя бы потому, что он продюссируемый художник. Пока остальные идут путём бунта и привлечения внимания в надежде на судьбу, Джонс привлекает внимание тех на кого можно возложить надежды. В 1958 пришедший в студию Лео Кастелли, хозяин известной Нью Йоркской галереи, знакомится с Джонсом и принимает решение поучаствовать в развитии его талантов. Так Джаспер Джонс обретает Американскую свободу.

 

Удивительно то, что все выше описанное происходит ещё до 60х в том виде в котором данный период запомнился Америке и всему миру.  Первую свою работу "Флаг" - Джонс пишет ещё в 1954 году, она выполнена в присущей ему манере, той самой, что некоторые наиболее саркастичные критики в конце 60х назвали "И вашим и нашим". Умеющий, или как утверждают некоторые источники из того же Арт-сообщества, наученный оборачивать неудачи в победы, Джонс говорит о своих произведениях мало и крайне двусмысленно. Так "Флаг" становится то ли символом той самой несокрушимой Америки основанной на несгибаемой демократии и торжестве самого лучшего, как самого успешного, где мерилом успеха являются деньги - Америки консерваторов, то ли это сарказм, стёб над всем вышеперечисленным. Никто не знает. Его связи говорят о признании его своим в среде консерваторов, а молва расписывает его чуть ли не партизаном подрывающим устои изнутри. Никто не знает, и это на руку художнику ищущему славы...

 

Джаспер Джонс самый дорогой из живущих ныне художников. Он и самый дорогой из художников получивших признание при жизни. Его работа "Фальшстарт" в 2006 году ушла в частную коллекцию за 80 миллионов долларов, его "Белый Флаг" был куплен музеем за 20 миллионов, его скульптура "Лампочка" также пополнила чью то коллекцию, облегчив бумажник хозяина на 500 000... Говорят, что в 80х, в среде успешных художников импрессионистов, ходила шутка о "Человеке готовом нарисовать доллар за доллар, если понадобится, даже на последнем гвозде забиваемом в гроб биржевого маклера оплатившего заказ. Правда при этом он приезжает на похороны как минимум за миллион." Говорят Джонс обижался на эту шутку и нередко жаловался на многочисленных завистников. Это ему приписывают авторство стиля Поп-Арт, стиля в основе которого лежит изображение прозаичных, будничных предметов, символики, построенный с позиций композиции на деталях, акцентах.  Ярким примером такой работы является "Флаг" Джонса, просто растянутый по поверхности холста флаг, не реющий, не развивающийся, без теней, объёма, не выдержанный в пропорциях деталей (количестве и расположении звёзд) - будто провоцирующий назвать его мёртвым, и в то же время это так патриотично. Ценность таких работ появляется после слухов о таких работах. Так существует история связанная все с тем же Флагом -  Музей современного искусства Нью Йорка хотел приобрести картину, но манера исполнения работы ставила под вопрос её патриотичность. Манера исполнения работы как будто нивелировала общепринятый смысл символа. В итоге музей, якобы, приобрёл картину через посредника. Слухи и тайна лучшие проводники славы - это знает каждый художник работающий в этом жанре. Создание символов, популярных или созданных для популярности, придание им новых смыслов, создают загадку, вопрос... И именно этот вопрос, обязан мучить зрителя. Он хочет разгадать загадку - это невозможно, он мучим незнанием ответа - ну что же, должен платить и разгадывать вечно...


Джаспер Джонс признан как культовый художник Поп-Арта, его ставят на одну ступень со скандальным Энди Уорхоллом, и в то же время по мнению многих искусствоведов, он абстрактный импрессионист, последователь школы Пикассо. Немалую славу принесли художнику и другие его работы, не имеющие отношения к живописи. Его скульптуры изображающие простые объекты также наполнены провокацией - Уорхолловские банки супа? - Пожалуйста, у Джаспера Джонса найдётся для него пара банок пива. По слухам он первооткрыватель? Ну что же, пускай он им будет. Он будет Эдиссоном - у него есть Лампочка! Китч вот стиль Джаспера Джонса, его искусство за гранью создания художественных работ, это создание полноценного образа, с историей, слухами, тайной и баснословной суммой - только таким по его мнению может быть настоящее искусство.

Сегодня Джаспер Джонс проживает в Штате Коннектикут и является одним из самых дорогих из живущих ныне современных художников.

Некоторые факты и вымыслы о Джаспере Джонсе:

 

Джаспер Джонс рассказывал, что вечером имел беседу в которой обсуждались открытия учёных пришедшие к ним во сне. Тем же вечером он лёг спать и увидел как рисует флаг, утром проснувшись он нарисовал картину сделавшей его тем кем он является.
Задолго до эры каверов и ремиксов, Джаспером Джонсом была открыта волна искусства как новой версии признанных работ, врождённая этика не позволила ему работать с чужими произведениями и он рисовал свои. Так появилась монохромная версия знаменитого флага. Особенностью работы является то, что несмотря на отсутствие цветов, она передаёт все детали оригинальной картины.
Спорные "флаги" Джаспера Джонса использовались как символ антивоенной оппозиции. Сам Джонс ни способствовал ни пытался помешать такому развитию событий.

 

Багетная мастерская Стиль - "21 великий художник, глазами живущих в 21м веке" - 2012 год.